Акты Правительства Российской Федерации
Следующую ступень источников аграрного законодательства в иерархии подзаконных актов составляют постановления федерального Правительства, которое осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Акты Правительства принимаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента России и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации (ст. 110 и 115 Конституции РФ).
Среди предусмотренных в статье 114 Конституции полномочий Правительства Российской Федерации имеются и относящиеся к регулированию и реализации аграрных отношений, а именно:
• разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения (в бюджете предусматриваются доходы от использования объектов агропромышленного комплекса, земли, земельный налог, а также расходы на развитие сельского хозяйства, на восстановление земель);
• управление федеральной собственностью (в том числе федеральной собственностью на объекты агропромышленного комплекса, на земельные участки, реализация прав государственного собственника) ;
• осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан (в том числе обеспечение правопорядка, прав физических и юридических лиц в области аграрных отношений);
• охрана собственности (всех форм собственности на объекты агропромышленного комплекса, на земельные участки) и общественного порядка (включающего установленный законом порядок владения, распоряжения и пользования указанными объектами собственности).
Во исполнение своих полномочий федеральное Правительство, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании аграрного законодательства. Об этом свидетельствует приводимый ниже перечень постановлений Правительства Российской Федерации, принятых только за последний год:
• о мерах по обеспечению проведения сезонных полевых работ;
• об обеспечении деятельности по осуществлению государственного контроля над качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна;
• о Правилах осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
• о межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей;
• об осуществлении контроля над качеством зерна и продуктов его переработки при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации;
• о передаче субъектам Федерации федеральных государственных учреждений, расходовании и учете средств на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектам Федерации на реализацию полномочий по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охраны, защиты и воспроизводства, а также распределении средств федерального бюджета, передаваемых органам государственной власти субъектам Федерации в виде субвенций.
Примыкают к нормативным правовым актам распоряжения Правительства Российской Федерации, носящие разовый характер, но порождающие правовые последствия: о Межправительственном консультативном комитете, созданном в соответствии с Соглашением с США о взаимных отношениях в области рыбного хозяйства, и о Российско-иранской комиссии по вопросам рыбного хозяйства.
Президент и Правительство — субъекты законодательной инициативы. Как видно из приведенного перечня нормативных правовых актов, Президент и Правительство Российской Федерации активно принимают оперативные меры по налаживанию и обеспечению правопорядка в области аграрных отношений. Указы Президента и постановления и распоряжения Правительства составляют значительную и действенную часть элементов и источников аграрного законодательства.
Кроме того, являясь субъектами права законодательной инициативы, Президент и Правительство Российской Федерации широко пользуются этим и вносят в Федеральное Собрание подготовленные законопроекты: за последние годы почти три четверти принятых в Государственной Думе и одобренных в Совете Федерации законопроектов были внесены и рассмотрены по инициативе Президента и Правительства.
Президент и Правительство стимулируют, организуют и координируют разработку федеральных законопроектов подчиненными им органами и учреждениями. Администрация Президента, его Управление по внутренней политике и Государственно-правовое управление взаимодействуют с палатами и фракциями Федерального Собрания, производят экспертизу законопроектов и координируют законопроектную деятельность в федеральных округах.
При Правительстве Российской Федерации создана и функционирует специальная Комиссия по законопроектной деятельности, действуют рабочие группы и комиссии, в частности, по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельных отношений. В подведомственных органах исполнительной власти аппаратом Правительства контролируется и координируется подготовка не только федеральных законопроектов, но и иных нормативных правовых актов: проектов постановлений и распоряжений Правительства, проектов актов федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств, которые должны разрабатываться во исполнение федеральных законов, указов Президента и актов Правительства Российской Федерации.
От подведомственных организаций федеральное Правительство требует составления и утверждения плана подготовки и принятия проектов нормативных актов одновременно с разработкой и принятием закона, указа или акта Правительства, для того чтобы требования указанных актов сразу после их вступления в силу были подкреплены соответствующими подзаконными актами и, таким образом, были всесторонне исполнены.
В федеральных законах, принимаемых в последнее время, возрастает число вопросов, связанных с аграрными отношениями, которые должны решаться актами Правительства Российской Федерации, занимающими все большее место среди источников аграрного законодательства. Это способствует обеспечению стабильности аграрного законодательства, отнесению к его ведению наиболее значимых аспектов общественных отношений в области аграрных отношений. С расширением компетенции Президента и Правительства Российской Федерации появляется возможность более оперативно влиять на регулирование аграрных отношений, поскольку процедура подготовки, обсуждения и принятия правительственных актов менее длительна и сложна, чем процедура рассмотрения федеральных законов.
Похожие работы:
- Акты Правительства Российской Федерации Основные требования к актам Правительства РФ определены Конституцией РФ. Частью 1 ст. 115 определено, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президент...
- Акты Правительства Российской Федерации Следующую ступень источников аграрного законодательства в иерархии подзаконных актов составляют постановления федерального Правительства, которое осуществляет исполнительную власть в Российской Федера...
- Полномочия Правительства Российской Федерации Как высший орган федеральной исполнительной власти, Правительство Российской Федерации обладает очень широким кругом полномочий. Правительство РФ в пределах своей компетенции организует реализацию вн...
- Организация деятельности Правительства Российской Федерации Порядок деятельности Правительства Российской Федерации, согласно Конституции (ст. 114), определяется Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Возглавляет...
- Акты Президента Российской Федерации В соответствии с ч. 1 ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ. В соответствии с императивным требованием ч. 3 ст. 90 К...